Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты развития культуры предпринимательства в организации
1.1. Сущность понятия культуры предпринимательства, её функции и роль в развитии организации
Культура предпринимательства появилась как явление в современных организациях разных форм хозяйствования сравнительно недавно, что было связано с развитием менеджмента.
Предпринимательскую культуру можно описать как среду, в которой фирма мотивирована к инновациям, творчеству и принятию рисков. В бизнесе предпринимательская культура означает, что сотрудников поощряют к мозговому штурму новых идей или продуктов. Когда рабочее время посвящается этим видам деятельности, это называется предпринимательством.
Из-за того что наблюдается планомерный и неизбежный рост конкуренции между фирмами и компаниями, это приводит к необходимости совершенствовать и укреплять свои конкурентные преимущества, которые связаны в том числе с эффективностью и результативностью организации внутренней среды в компании.
Предпринимательская культура рассматривается как мультипликативное взаимодействие между различными аспектами. То есть основной момент предпринимательской культуры представляет собой пересечение организационного энтузиазма, согласования интересов заинтересованных сторон и так далее. Следует отметить, что эти аспекты необходимы и в совокупности достаточны для понимания смысла культуры.
Предпринимательская культура проявляется через наличие корпоративных ценностей, которые проявляются в деятельности фирмы во внешней среде и в поведении ее сотрудников. Эти ценности соблюдаются всеми сотрудниками, и они ориентируются на них в принятии своих решений и в действиях. Универсальные корпоративные ценности включают:
командный дух;
нацеленность на результаты;
партнерство;
ответственность.
На рисунке 1 показано место культуры предпринимательства в организации.
Рисунок 1 - Место корпоративной культуры в стратегии организации [11]
В различных отраслях культура предпринимательства может значительно различаться. Однако при этом они могут иметь общее ядро корпоративных ценностей. Например, стремление к росту и увеличению доходов, а также ориентация на команду и заботу о других.
Сильная культура предпринимательства создана, как правило, в самых успешных компаниях мира. Некоторые из особенностей отражают и критерии культуры.
Выделим основные критерии построения сильной культуры предпринимательства [12]:
1.наличие консенсуса культурных приоритетов, сосредоточенность на организации.
2.наличие корпоративной идентичности.
3. четкое понимание своих ценностей.
4.эффективный труд, высокая производительность.
Неэффективная культура предпринимательства приводит к разобщенности и незаинтересованности сотрудников, высокой текучести кадров, плохим отношениям с клиентами и низкой прибыли, негативно влияя на итоговые результаты деятельности [9, c.101].
Выделим критерии формирования культуры предпринимательства организаций.
1.общие ценности:
-Ориентация на результат деятельности.
-Уважительные отношения.
-Справедливость.
-Ориентация на сотрудников.
-Сотрудничество.
-Стабильность.
-Обеспечение безопасности.
-Инновационность.
-Эксперименты и риски.
-Соревновательный дух.
Рисунок 2 – Развитие культуры предпринимательства
2.Иерархия
Здесь важно наличие традиционных каналов власти внутри организации. Здесь бывает высокая степень разделения и иерархии, что характерно для четко определенной организационной структуры; умеренная иерархия имеет определенную структуру, но сотрудники часто работают вне ее формальных каналов; для низкой степени внутренней иерархии характерны нечеткие определенные должностные инструкции.
Высокий уровень иерархии характерен для более формальных компаний.
3.Срочность
Данный показатель влияет на скорость принятия корпоративных решений и внедрения новых инноваций на предприятии.
Культуры предпринимательства с высоким уровнем срочности требуют быстрое исполнение разрабатываемого компанией проекта и высокую потребность реакции на изменение рынка. Это означает, что компания быстро развивается и внедряет активный стиль менеджмента.
Низкий уровень срочности подразумевает медленную и последовательную работу внутри организации.
4.Ориентация на людей
Организация, которая сильно ориентируется на людей, как правило, при принятии решений учитывает их интересы, поскольку считает, что люди влияют на эффективность и всю производительность. Организация, ориентируемая на выполнение задач, принимает решения, не опираясь на людей. Это сильно зависит от характера деятельности и отрасли, в которой работает компания.
5.Функциональное направление
Организация фокусируется на определенных функциональных областях, например, на систему маркетинга, операций, исследований и разработку. Например, инновационная компания будет в своей деятельности ориентироваться на исследования и разработки. Гостиница сосредотачивается на качественном сервисе.
6.Организационная субкультура
Организация имеет в своей культуре также некоторые субкультуры, которые распространяются среди отдельных лиц, располагающих собственными ценностями и традициями, которые, которые при этом не идут вразрез с ценностями самой организации.
Таким образом, культура предпринимательства выражает ценности, установки и модели поведения акционеров, менеджеров и сотрудников в результате адаптации к внешней среде.
1.2. Факторы формирования культуры предпринимательства
От состояния рабочей среди внутри компании зависят взаимоотношения между сотрудниками. Имеющиеся правила, процесс коммуникаций, обозначенные цели и приоритеты, степень социальной напряженности являются основными факторами при формировании культуры предпринимательства.
Качественная культура предпринимательства подразумевает сплоченный коллектив и удовлетворенный персонал. Это хорошо для бизнеса. Поэтому, вероятно, неудивительно, что исследования показывают, что позитивная культура является источником конкурентного преимущества.
Культура предпринимательства формируется рядом материальных и нематериальных компонентов, которые в совокупности создают среду, благоприятствующую или нет хорошей работе.
Можно выделить наиболее важные факторы в процессе, который структурирует их предпринимательскую культуру. В результате можно выделить следующие основные факторы:
-выявление возможностей,
-дифференциация,
-творческие команды,
-стимулирующие партнеры.
Эти факторы можно отметить как наиболее важные факторы для формирования яркой предпринимательской культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Веселовский Д.П. Современные тенденции в изучении феномена организационной культуры// Вестник универститета. – 2018. - №4. – с.122-125
2. Волгин, В.В. Индивидуальный предприниматель/ В.В. Волгин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2019. - 191 с.
3. Денченко Е.В. О сущности понятия корпоративная культура// Молодой ученый. – 2018. - №13. – с.227-229
4. Исабекова О.А. Исследование феномена корпоративной культуры// Московский экономический журнал. – 2018. - №5. – с.267-274
5. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2022. – 266 с.
6. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2022. – 224 с.
7. Савельева Е.А. Регламентация и нормирование труда. – М.: МАРТИТ, 2012. – 69 с.
8. Тагибова А.А. Особенности исследования корпоративной культуры// Теория и практика общественного развития. – 2018. - №11. – с.23-28
9. Шевченко И.В. Корпоративная культура как механизм корпоративного управления// ЮУГУ. – 2018. - №4. – с.116-121
10. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа
11. http://www.pravo.gov.ru/ - интернет-портал правовой информации
12. http://www.vevivi.ru – информационно-образовательный портал
13. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
14. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
15. http://investobserver.info –институт управления бизнесом